"Газета.Ru" Станислав Варыханов 30 июня 2004 г.
Для продления страховки нужен детектор лжи
1 июля исполняется год вступления в силу закона об ОСАГО. Теперь при продлении договоров автострахования начнут применяться скидки и надбавки по системе 'бонус-малус', причем для совершивших ДТП водителей сумма страховки может возрасти в 1,5-2,5 раза. Но при желании 'аварийные' водители смогут легко избежать увеличения стоимости полиса.
Правила страхования ОСАГО предусматривают применение страховщиками повышающих и понижающих коэффициентов при перезаключении договоров - систему 'бонус-малус'. Тем, кто проездил год аккуратно и не стал виновником ни одной аварии, страховщики обязаны предоставить 5-процентную скидку. Каждый последующий безаварийный год должен отнимать еще по 5% от стоимости годового полиса, а через 10 лет езды без происшествий клиент может получать максимальную скидку в 50%. Совершившие аварию водители должны пострадать материально: за одно ДТП в течение срока страхования положен 'штраф' в виде повышающего коэффициента 1,55, при двух и более стоимость страховки должна увеличиться уже в 2,45 раза. При этом стоимость полиса вернется к 'номинальной' только через два года безаварийной езды.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за девять месяцев после введения в действие закона (более свежей статистики РСА пока не обнародовал) по ОСАГО было застраховано 20 млн автовладельцев. К этому моменту было заявлено о 274 тыс. страховых случаев, то есть примерно 1,4% от общего числа застрахованных. По словам представителей страховых компаний, к истечению срока заключенных за первый год договоров доля 'аварийных' клиентов может подняться до 10%. То есть перспектива заплатить за страховку минимум в полтора раза больше светит примерно 2 млн автовладельцев.
Пока у совершивших аварию клиентов есть возможность избежать применения повышающего коэффициента при продлении полиса. 'Неудобные' факты страховой истории можно легко скрыть из-за отсутствия единой базы данных о застрахованных машинах.
Ведь, по идее, никто не может запретить клиенту сменить страховую компанию. По правилам страхования он должен уведомить об этом за два месяца до истечения срока своего страховщика, а тот выдать ему справку о происходивших страховых выплатах или их отсутствии. По этой бумаге в новой страховой компании должны применять систему 'бонус-малус'.
Но пока не заработала единая база данных, клиент, за спиной у которого хоть сто аварий, может заявить, что страхуется впервые, и никто не сможет уличить его во лжи (по опыту Белоруссии известно, что добровольно о страховых случаях заявляет один из тысячи автовладельцев). Тогда его обязаны застраховать как новичка без применения 'бонус-малус'.
Конечно, страховые компании пытаются выйти из положения, например, в 'Энергогаранте' у автовладельца просят подписку о том, что предоставленные им сведения являются правдой. Но возможность привлечь к ответственности за ложь кого-либо из клиентов существует только теоретически. Как сказал 'Газете.Ru' заместитель генерального директора ОСАО 'Ингосстрах' Игорь Ямов, если лженовичка уличат в неправде, сумма страховки для него повысится на 55%, однако и он не верит, что в ближайшее время система контроля сможет реально работать.
К тому же не все страховщики горят желанием участвовать в ведении базы.
Как считает заместитель генерального директора компании 'РЕСО-Гарантия' Игорь Иванов, страховые компании не будут торопиться 'сбрасывать' в общую базу информацию о застрахованных автовладельцах, то есть делиться корпоративной тайной. 'То, что сегодня передано в базу данных, завтра появится на Митинском рынке', - считает Иванов. По его словам, система 'бонус-малус' реально будет работать только в части скидок, поэтому 'РЕСО-Гарантия' относится к внедрению системы крайне скептически.
С этим не согласен глава Департамента страхования средств наземного транспорта 'Страхового дома ВСК' Владимир Антипов, который считает, что информация о выплатах за предыдущий страховой год не является корпоративной тайной. 'Данные не содержат адреса, контактных телефонов и каких-либо других сведений, располагая которыми компании-конкуренты смогут переманивать чужих клиентов, - считает Антипов. - Поэтому создание единой базы данных вполне реально, и ее внедрение мы ожидаем уже в августе нынешнего года'.
В 'Росгосстрахе' тоже считают, что у компаний не будет проблем с получением нужной информации, и утверждают, что единая база данных находится 'в состоянии запуска'. Электронный справочник для страховых агентов будет частью информационной системы 'Спектр', которая должна помочь в борьбе с мошенничеством в сфере страхования автомобилей. Однако Владимир Антипов из 'Страхового дома ВСК' считает, что электронную базу отладят не раньше чем через два-три года.
Из-за несовершенства в законах и правилах существуют и другие способы избежать штрафных санкций. Например, 'страховая история' обновляется, и коэффициенты по 'бонус-малус' не применяются, как только 'аварийный' водитель меняет автомобиль или регистрирует его на другого члена семьи. К тому же многие страховщики пока не знают, как применять надбавки, если виновника ДТП не вносят в полис при продлении договора. Такое происходит при передаче машины по генеральной доверенности.
|